Автономный необитаемый подводный аппарат АНПА «ШЕЛЬФ»

НАЗНАЧЕНИЕ

Автономный необитаемый подводный аппарат [АНПА] гражданского назначения, разработанный АО «Шельф», входит в состав комплекса быстрого развертывания и предназначен для размещения поисковой и исследовательской аппаратуры и обеспечения ее функционирования на глубинах до 300м (опционально до 600 м).

АНПА выполнен по модульной схеме, позволяющей устанавливать на него оборудование различного функционального назначения в зависимости от характера выполняемой работы.

ФУНКЦИИ 

АНПА в зависимости от комплектации может быть использован для решения следующих задач:

•  поиска затонувших объектов при ведении поисково-спасательных операций;

•  мониторинга состояния протяженных донных объектов (подводные трубопроводы, подводные кабели и т.д.);

•  обеспечения безопасности портов, фарватеров гидротехнических сооружений;

•  выполнения гидрографических работ;

•  экологического контроля прибрежных морских акваторий и внутренних водоемов;

•  радиационного мониторинга прибрежных морских акваторий и внутренних водоемов.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

•  Длина, до 2700….3060 мм (в зависимости от комплектации).

•  Диаметр корпуса наружный 205мм/внутренний 194 мм.

•  Максимальная масса аппарата на воздухе до 125 кг.

•  Максимальная горизонтальная скорость прямолинейного движения в подводном положении до 2,5 м/с.

•  Непрерывное время работы в автономном режиме - до 8 часов (с поисковым модулем полезной нагрузки - ГБО и камерой).

•  Рабочая глубина хода АНПА до 300 м (опционально до 600 м).

•  Дистанционный обмен данными с АНПА без подъёма на судно:

     - в надводном положении по Wi-Fi на расстоянии до 200 м;

     - в подводном положении через гидроакустический модем на расстоянии до 2000 м.

• Комплекс навигации и управления построен на базе высокоточной навигационной спутниково-инерциальной системы навигационного класса с волоконно-оптическими гироскопами и трехкратным "горячим" резервированием вычислительных ресурсов.

•  Аварийные средства:

    - аварийный гидроакустический маяк;

    - аварийный радиомаяк;

    - отличительный огонь (желтый проблесковый огонь).

•  Режим телеуправления по волоконно-оптическому кабелю.

•  Модули полезной нагрузки различного назначения:

    - поисковый;

    - гидрографический;

    - радиационного мониторинга;

    - экологического мониторинга.

•  Повышенная надежность за счет использование широковещательных шин передачи данных и модулей контроля и сопряжения для обеспечения управления, контроля и взаимодействия комплекса бортового оборудования и полезной нагрузки.

Преимуществами применяемой технологии проектирования и изготовления АНПА разработки АО «Шельф» являются: 

•  использование открытой архитектуры аппаратной, алгоритмической и программной частей комплекса навигации и управления АНПА, с возможностью его быстрой модификации и создания нового изделия на его основе;

•  Применение отечественной элементной базы, а там, где это на сегодняшний день не представляется возможным, - использование решений, позволяющих без значительных временных и материальных затрат перейти на отечественную элементную базу;

•  унификация методики проектирования, изготовления, калибровки и испытания аппаратной части и программно-алгоритмического обеспечения бортового оборудования и АНПА в целом;

• повышение точности и надежности навигационно-информационного обеспечения АНПА за счет глубокой интеграции измерительных систем различной физической природы, а также использования резервирования и автоматического перераспределения вычислительных ресурсов;

•  использование технологий построения АНПА, а также имеющихся компетенций в совокупности с опытом в части разработки и применения подводных аппаратов различного класса и назначения позволяет АО «Шельф» иметь полный цикл разработки и изготовления АНПА, включая изготовление корпусов АНПА, составных частей и самих комплексов бортового оборудования, средств связи, программно-алгоритмического обеспечения и всей необходимой документации;

•  использование вычислительной системы собственной разработки в составе трех навигационно-информационных модулей [НИМ] на базе микроконтроллеров общего назначения с использованием операционной системы реального времени с горячим резервированием, автоматическим выбором основного вычислителя, взаимным контролем состояния вычислителей и возможностью автоматического перераспределения вычислительных ресурсов. При этом система обеспечивает:

- взаимодействие с бортовым оборудованием и внешними устройствами;

- приём, синхронизацию и первичную обработку данных от датчиков полезной нагрузки;

- оценку, контроль и прогноз точности параметров ориентации и навигации в различных системах координат с использованием всей совокупности измерительной информации на основе алгоритмов комплексной обработки информации;

- наличие в составе каждого НИМ микромеханического инерциального модуля для обеспечения резервирования при отказе навигационного модуля высокоточной комплексной навигационной системы.